четверг, 30 апреля 2009 г.

Гжель


Малый гжельский лейбл. Есть еще большой - двуглавый орёл.

Прошлой осенью мы ездили на фабрику фарфора в Гжель. Гжель находится километрах в 25 от нас. На самом деле никакой Гжели нет, есть кучка деревень вдоль Егорьевского шоссе, которые вместе и называются городское поселение Гжель.


увеличить

Сам музей находится в поселке Новохаритоново. По пути в поселок можно лицезреть несколько интересных церквей. Одну православную, а другую старообрядческую.




Чтобы попасть в музей нужно заблоговременно созвониться с экскурсоводом. Она назначит удобное время (такое, чтобы не было групповых экскурсий). Когда мы приехали еще не было никого кроме вахтерши. Позже подтянулась еще одна пара - парень с девушкой. Потом пришла экскурсовод Юля и началась экскурсия по музею.

Завод и музей находятся в довольном запустении. Тут холодно, а ведь могли б и топить камины-то.


Раньше в Гжели было первоклассное месторождение белой морской глины. Ломоносов увидев пробу даже воскликнул, что никогда такой чистой глины не видел. Вокруг карьера царь немедленно выставил оцепление и практически вся глина шла на создание медицинской посуды.

Теперь месторождение выработано и глину поставляют с Украины.

До революции изготовлением посуды и игрушек занимались свободные крестьяне (т.к. Гжель принадлежала императорскому двору, то на территории Гжели не было крепостного права). В XIX в. по Касимовскому тракту (ныне Егорьевское шоссе) ехал в Москву из Касимова на ПМЖ богатый татарин с кучей денег. И решил он заночевать у крестьянина Кузнецова (тот самый, что потом основал фабрику в Дулево). Больше никто этого татарина и не видел. Сперва все подумали на Кузнецова, но оный сказал, что татарин ушел рано утром, а если кто ему не верит, то могут обыскать дом. Обыск ничего не дал. Но через несколько лет Кузнецов понакупил оборудование и открыл фабрику. Практически все подмосковный фарфоровые заводы основаны Кузнецовым.


Кузнецов стал поставщиком императорского двора. При помощи заграничных технологов потомки Кузнецова подняли качества фарфора до мировых высот. Где-то в 1914 году технолог решил вступить в долю с владельцем фабрики. Но владелец отказался поощрять технократию. В результате технолог вместе с технологией решил перебраться куда-то под Нижний. Да и сгинул по дороге. Технология тоже сгинула и теперь как сделать такой фарфор, как сделать, чтобы позолота не стиралась никто не знает.

После революции Кузнецов отдал заводы народной власти да и помер вскоре. В Гжели стали делать агитфарфор. Экскурсовод говорила о нем с перенбрежением. Ведь качество у него далеко не то, что шло к императору... Но вот аукционеры говорят, что одна такая агиттарелка идет в Лондоне по 4 000 фунтов.

Подарок от Гжели Хохломе в честь 1000-летия ложки.

До Второй мировой войны фарфор был не только синим. После войны была проблема с краской. Удалось достать только кобальтовую. Синий фарфор и получил Гран-При в Париже. Решили, что от добра добра не ищут и стали делать преимущественно синим.



Но для Бориса Ельцина изготовили сервиз в зеленом. Сервиз на кучу персон, для каждой персоны 44 предмета. Кстати, сервиз хранится в музее не потому что президент отказался, а потому что все ценные вещи на производстве делают в 2-х экземплярах. Вдруг какой брак, а у них резервная копия!


Мне больше нравится не синий фарфор, а разноцветный.



Производство

Экскурсия по производству и экскурсия по музею вместе стоит 250 рублей. На производстве фотографировать запрещено. К началу экскурсии по производству подъехала толпа автобусных путешественников по Подмосковью. И я под шумок сумел сделать несколько кадров.



Это формовочный цех здесь смесь из которой потом получится фарфор заливают в формы и дают затвердеть. Оказывается, что сейчас вытягивание на гончарном круге практически не применяют.



Из этих заготовок выйдут отличные матрешки.


Необрезанные бычки. У застывших форм обрезают шов и затирают место шва губкой.




После этого формы на палетах загоняют в печи. Обслуживает печь обжигальщик. Это очень важная профессия. Если обжигальщик поставит одну деталь с краю печи, а другую в центре, то в процессе обжига они ужмутся по-разному и будет брак.


Сейчас в цехе обжига используются германские печи, но электроника стоит советская. Германские печи небольшого размера и поэтому большие произведения обжечь стало уже невозможно и поэтому большеразмерного гжельского фарфора не производят.


Эту вазу обжечь уже не получится.

Температура в печи может достигать 4 000 градусов цельсия. после обжига изделие уменьшается на 17% и через несколько обжигов становится очень прочным.

Чтобы фарфор был еще более прочным используют разные добавки. Например в китайский костяной фарфор добавляют кости животных.


Готовая форма "Дачницы"


После обжига фигурку макают в подкрашеную воду. Так очень легко найти дефекты - различного рода трещины. Сoстав красителя такой, что после повторного обжига он выгорает без следа. После второго обжига изделие начиают расписывать.


Росписчицы не имеют художественного образования, но художественным вкусом обладать обязаны. Грамотная расписчица может за день расписать несколько десятков чашек, тарелок и проч. Во время росписи кобальтовая краска черная и узор не особо читается. Красота мазков проступит только после финального обжига.


Расписанное изделие макают в глазурь. Глазурь - это тоже глина и не представляет никакой опасности, поэтому макают изделие туда голыми руками. Дно изделия наоборот не макают в глазурь, а стараются макнуть в парафин. Это делается не для того, чтобы дно было шершавым и не скользило, а для того, чтобы во время высокоградусного обжига наша коровка не прилипла к палете.

Финальный обжиг и изделие идет к потребителю.

1 комментарий:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить